В землях Великого Новгорода, в Обонежской пятине, в Грузинском погосте издавна существовали несколько церковных приходов.
Центральный погостский храм находился в селе Грузино, а в окрестных селах – Клинково, Оскуе, Черницах – стояли подчиненные ему храмы, называвшиеся «выставками» (от слова «выставить», «выдвинуться»). Одной из таких церквей-выставок была церковь во имя Рождества Богородицы в селе Оскуе, в 100 верстах от Новгорода.
Центральный погостский храм находился в селе Грузино, а в окрестных селах – Клинково, Оскуе, Черницах – стояли подчиненные ему храмы, называвшиеся «выставками» (от слова «выставить», «выдвинуться»). Одной из таких церквей-выставок была церковь во имя Рождества Богородицы в селе Оскуе, в 100 верстах от Новгорода.
Одно из самых ранних упоминаний об этой церкви – запись в писцовой книге 1583 года. Тогда здание храма было деревянным, но год его постройки и кто был строителем, за давностью лет осталось неизвестным.
В церковных ведомостях 1791 года описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, стоит в твердости, украшена хорошо, сосуды оловянные и прочая утварь исправна…». Вполне вероятно, что деревянный храм периодически подновлялся или строился заново, т.к. в церковных ведомостях за 1796 год описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого Иоанна Крестителя новая (!), украшена благолепно, сосуды сребреные, утвари довольно…». Церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря.
В церковных ведомостях 1791 года описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, стоит в твердости, украшена хорошо, сосуды оловянные и прочая утварь исправна…». Вполне вероятно, что деревянный храм периодически подновлялся или строился заново, т.к. в церковных ведомостях за 1796 год описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого Иоанна Крестителя новая (!), украшена благолепно, сосуды сребреные, утвари довольно…». Церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря.
5 мая 1805 года село Оскуй было практически полностью уничтожено пожаром, сгорела и деревянная церковь. В то время владельцем Оскуя был граф Алексей Андреевич Аракчеев. В 1810 году он выделил средства на постройку новой каменной церкви взамен сгоревшей деревянной.
8 сентября 1810 года церковь была она заложена и в 1812 году ее строительство было закончено. Граф также снабдил церковь всем необходимым церковным имуществом. Новый каменный храм освятили 12 сентября 1812 года. Впоследствии графом Аракчеевым была заказана в Санкт-Петербурге и установлена вокруг церкви красивая кованая ограда высотой в два аршина (около 1.5 метров) и длиной 120 сажен (около 250 метров), возле которой были высажены липовые деревья.
8 сентября 1810 года церковь была она заложена и в 1812 году ее строительство было закончено. Граф также снабдил церковь всем необходимым церковным имуществом. Новый каменный храм освятили 12 сентября 1812 года. Впоследствии графом Аракчеевым была заказана в Санкт-Петербурге и установлена вокруг церкви красивая кованая ограда высотой в два аршина (около 1.5 метров) и длиной 120 сажен (около 250 метров), возле которой были высажены липовые деревья.
Здание храма имело вид прямоугольника, с алтарным полукружием на восточной стороне. Здесь же, над алтарем, возвышался небольшой купол, а с запада к церкви примыкала построенная из кирпича трехъярусная колокольня. Вход в церковь находился под колокольней, оттуда прихожане попадали в небольшой квадратный притвор, отделенный дверью от основного объема храма. Основное помещение освещалось шестью окнами, еще два находились в алтарной части. Алтарь находился на небольшом возвышении и к нему вели две ступени.
Население села Оскуй и окрестных деревень росло, церковь стала «малопоместительной и в 1886 году Епархия разрешила увеличить площадь храма за счет пристройки к нему двух приделов: с юга в честь Рождества Иоанна Предтечи, с севера в честь священномученика Ермолая. Строительство велось на средства местных промышленников Любищевых, и в 1889 году перестройка была завершена.
Священник Михаил Светлов составил описание этой церкви, предположительно в конце XIX века:
«…Церковь села Оскуй Богородице Рождественская находится на берегу реки Оскуи, где пролегает тракт Тихвинской дороги, в расстоянии от Новгорода во 100, а от шоссейной дороги в 33-х верстах. Построена 1812-го года при Благочестивейшем Государе Императоре Александре I, с благословения Преосвященнаго Иосафа Епископа Старорусского, иждивением графа А. А. Аракчеева, на место сгоревшей церкви, время построения коей неизвестно…»
«…Церковь села Оскуй Богородице Рождественская находится на берегу реки Оскуи, где пролегает тракт Тихвинской дороги, в расстоянии от Новгорода во 100, а от шоссейной дороги в 33-х верстах. Построена 1812-го года при Благочестивейшем Государе Императоре Александре I, с благословения Преосвященнаго Иосафа Епископа Старорусского, иждивением графа А. А. Аракчеева, на место сгоревшей церкви, время построения коей неизвестно…»
К приходу Оскуйской церкви относились в разное время: Новгородского уезда село Оскуй и деревни Гачево, Завижа, Лисино, Огорово, Отока, Погорелец, Покровское, Рогачи, Стеремно, Щетино и Щетинской круг (ныне называется Круг), а также прихожане двух деревень соседнего Тихвинского уезда: Облучья и Серебряниц, и усадища (имения) «Задубенье» помещиков Унковских.
Кладбище, что у церкви, также устроено графом Аракчеевым на церковной земле, в 250 саженях от церкви. Дома у священноцерковнослужителей были казенные, деревянные, на каменном фундаменте, также построены на церковной земле.
Кладбище, что у церкви, также устроено графом Аракчеевым на церковной земле, в 250 саженях от церкви. Дома у священноцерковнослужителей были казенные, деревянные, на каменном фундаменте, также построены на церковной земле.
После войны церковь не восстанавливали. Из записок 1959 года уроженца этих мест, известного философа и учёного Александра Любищева, можно узнать следующее: «Как это ни странно, но коллективная красота в селе полностью уничтожена. Церковь давно закрыта за отсутствием духовенства (последние два священника были сосланы) и пришла в полный упадок: в неё заходили и оставляли свои экскременты и лошади, и люди. Сейчас из неё сделали электростанцию и кузницу. Всю её, конечно, обкорнали. Ни малейшего следа архитектуры не осталось, а кругом мерзость запустения. Церковная ограда уничтожена, уничтожен и обычный при церквах сад (всё это придавало красоту деревням и сёлам). Вокруг церкви валяются в беспорядке, вовсе не живописном, разные части сельскохозяйственных орудий, которые частично, может быть, и используются, но так как они лежат, они захламляют площадь. От самого красивого места на селе – церковной площади – ничего не осталось»
Описание церкви Рождества Богородицы с. Оскуй Новгородского уезда. ОПИ НГОМЗ. КП № 10389. Материал подготовлен МБУ "Чудовский краеведческий музей".
Описание церкви Рождества Богородицы с. Оскуй Новгородского уезда. ОПИ НГОМЗ. КП № 10389. Материал подготовлен МБУ "Чудовский краеведческий музей".