Достопримечательности

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы

В землях Великого Новгорода, в Обонежской пятине, в Грузинском погосте издавна существовали несколько церковных приходов.

Центральный погостский храм находился в селе Грузино, а в окрестных селах – Клинково, Оскуе, Черницах – стояли подчиненные ему храмы, называвшиеся «выставками» (от слова «выставить», «выдвинуться»). Одной из таких церквей-выставок была церковь во имя Рождества Богородицы в селе Оскуе, в 100 верстах от Новгорода.
Послевоенное фото В.Б. Шварца, Чудовский краеведческий музей
Послевоенное фото В.Б. Шварца, Чудовский краеведческий музей (ЧудКМ-562)
Одно из самых ранних упоминаний об этой церкви – запись в писцовой книге 1583 года. Тогда здание храма было деревянным, но год его постройки и кто был строителем, за давностью лет осталось неизвестным.

В церковных ведомостях 1791 года описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, стоит в твердости, украшена хорошо, сосуды оловянные и прочая утварь исправна…». Вполне вероятно, что деревянный храм периодически подновлялся или строился заново, т.к. в церковных ведомостях за 1796 год описана «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого Иоанна Крестителя новая (!), украшена благолепно, сосуды сребреные, утвари довольно…». Церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря.
Оскуй. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1941 г. (источник: https://pastvu.com/p/1550554)
Оскуй. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1941 г. (источник: https://pastvu.com/p/1550554)
5 мая 1805 года село Оскуй было практически полностью уничтожено пожаром, сгорела и деревянная церковь. В то время владельцем Оскуя был граф Алексей Андреевич Аракчеев. В 1810 году он выделил средства на постройку новой каменной церкви взамен сгоревшей деревянной.

8 сентября 1810 года церковь была она заложена и в 1812 году ее строительство было закончено. Граф также снабдил церковь всем необходимым церковным имуществом. Новый каменный храм освятили 12 сентября 1812 года. Впоследствии графом Аракчеевым была заказана в Санкт-Петербурге и установлена вокруг церкви красивая кованая ограда высотой в два аршина (около 1.5 метров) и длиной 120 сажен (около 250 метров), возле которой были высажены липовые деревья.
Здание храма имело вид прямоугольника, с алтарным полукружием на восточной стороне. Здесь же, над алтарем, возвышался небольшой купол, а с запада к церкви примыкала построенная из кирпича трехъярусная колокольня. Вход в церковь находился под колокольней, оттуда прихожане попадали в небольшой квадратный притвор, отделенный дверью от основного объема храма. Основное помещение освещалось шестью окнами, еще два находились в алтарной части. Алтарь находился на небольшом возвышении и к нему вели две ступени.
Население села Оскуй и окрестных деревень росло, церковь стала «малопоместительной и в 1886 году Епархия разрешила увеличить площадь храма за счет пристройки к нему двух приделов: с юга в честь Рождества Иоанна Предтечи, с севера в честь священномученика Ермолая. Строительство велось на средства местных промышленников Любищевых, и в 1889 году перестройка была завершена.
Современный вид церкви. Фотография Владимира Никифорова
Современный вид церкви. Фотография Владимира Никифорова
Священник Михаил Светлов составил описание этой церкви, предположительно в конце XIX века:

«…Церковь села Оскуй Богородице Рождественская находится на берегу реки Оскуи, где пролегает тракт Тихвинской дороги, в расстоянии от Новгорода во 100, а от шоссейной дороги в 33-х верстах. Построена 1812-го года при Благочестивейшем Государе Императоре Александре I, с благословения Преосвященнаго Иосафа Епископа Старорусского, иждивением графа А. А. Аракчеева, на место сгоревшей церкви, время построения коей неизвестно…»
К приходу Оскуйской церкви относились в разное время: Новгородского уезда село Оскуй и деревни Гачево, Завижа, Лисино, Огорово, Отока, Погорелец, Покровское, Рогачи, Стеремно, Щетино и Щетинской круг (ныне называется Круг), а также прихожане двух деревень соседнего Тихвинского уезда: Облучья и Серебряниц, и усадища (имения) «Задубенье» помещиков Унковских.

Кладбище, что у церкви, также устроено графом Аракчеевым на церковной земле, в 250 саженях от церкви. Дома у священноцерковнослужителей были казенные, деревянные, на каменном фундаменте, также построены на церковной земле.
Действующая часовня в с. Оскуй
Действующая часовня в с. Оскуй
После войны церковь не восстанавливали. Из записок 1959 года уроженца этих мест, известного философа и учёного Александра Любищева, можно узнать следующее: «Как это ни странно, но коллективная красота в селе полностью уничтожена. Церковь давно закрыта за отсутствием духовенства (последние два священника были сосланы) и пришла в полный упадок: в неё заходили и оставляли свои экскременты и лошади, и люди. Сейчас из неё сделали электростанцию и кузницу. Всю её, конечно, обкорнали. Ни малейшего следа архитектуры не осталось, а кругом мерзость запустения. Церковная ограда уничтожена, уничтожен и обычный при церквах сад (всё это придавало красоту деревням и сёлам). Вокруг церкви валяются в беспорядке, вовсе не живописном, разные части сельскохозяйственных орудий, которые частично, может быть, и используются, но так как они лежат, они захламляют площадь. От самого красивого места на селе – церковной площади – ничего не осталось»



Описание церкви Рождества Богородицы с. Оскуй Новгородского уезда. ОПИ НГОМЗ. КП № 10389. Материал подготовлен МБУ "Чудовский краеведческий музей".
2