Начало преображению усадьбы положил архитектор Фёдор Иванович Демерцов, давний знакомый Аракчеева, много работавший в интересах артиллерийского ведомства. За одиннадцать лет, с 1799 по 1810 годы, он создал в усадьбе яркий архитектурный ансамбль, существенно дополненный работавшим в усадьбе с 1816 года Василием Петровичем Стасовым. Непосредственное руководство строительством по проектам Стасова осуществлял личный архитектор Аракчеева – Александр Иванович Минут, которого на этой неофициальной должности в 1827 году сменил Иван Семёнович Семёнов.
Первым строением, сооружённым в усадьбе по распоряжению графа Аракчеева, стал деревянный дом «для отдохновения в свободное время от должности и обыкновенных, с оною сопряжённых беспокойств». «Внутренность» сего дома была украшена «живописью и прекрасною мебелью», однако сам дом не поражал ни «излишней пышностью», ни «чрезвычайной огромностью». С восточной стороны на фасаде помещалась надпись: «Мал, но покоен». В одно время с этим домом были построены шесть деревянных флигелей для прислуги.
Заложенный в 1805 году новый храм святого Андрея Первозванного с приделами святых Петра и Павла и святого Алексия - митрополита московского, был освящён в день рождения императора Павла I – 20 сентября 1806 года. Граф не жалел средств на украшение храма. Практически сразу после освящения церковь, «в рассуждении утвари и ризницы не превосходившая самые средственные сельские храмы, вдруг является неоскудно украшенною благолепием и изящностию, которые и в столице занимали бы место между отличающимися».
«Теперь пойдёмте в большой дом: нижнее жильё занимает сам хозяин; широкая лёгкая лестница, устланная коврами, ведёт в бельэтаж. Здесь вы найдёте залы, размерами, убранством и вкусом достойные царских палат; но главное внимание обращают на себя два предмета: описанный нами монумент из гипса Павлу I и противу него кристальный стол, в коем хранятся высочайшие рескрипты обоих императоров к владельцу Грузина, письма и записочки, писанные монархами в разные времена и обстоятельства, в эпохи важные и любопытные для России. Сколь будут они драгоценны для будущего историка отечественной славы!»
П.П. Свиньин. ПОЕЗДКА В ГРУЗИНО. 1818 г.
«Двухэтажное каменное здание скорее слишком мало для своего назначения, но выстроено и отделано с роскошным комфортом; вы могли там найти совершенно просто расставленными драгоценнейшие предметы из Парижа, Лондона и Италии, великолепнейшие картины и образцовые произведения знаменитейших ваятелей — большею частью подарки государя и царской фамилии, желавшей тем польстить привязанности графа к своему Грузину».
Е.Ф. фон Брадке. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
«Из бельведера, или, лучше сказать, из обсерватории, представляются бесподобные виды во все стороны. Двадцать две деревни, принадлежащие графу, как на блюдечке; в телескоп видно даже, что в них делается; глаз помещика блюдёт всегда над ними и, подобно как в паноптике, одним взором управляет их действиями. Невозможно при сём умолчать о пышном кабинете с ванною, устроенном внизу. Здесь соединено всё, что роскошь могла изобресть для неги чувств и воображения: даже свет, изливаясь сквозь тусклое большое стекло, распространяет приятный нежный сумрак.
Конечно, это храм, храм вкуса! - отгадал я...»
П.П. Свиньин. ПОЕЗДКА В ГРУЗИНО. 1818 г.
«Две готические башни с круглыми поверху беседками или храмами, составленными из колонн, на коих развеваются флаги, украшают ее вместо фаров. В одной из башен сделан прелестный и великолепный кабинет, откуда видны златые брега Волхова в обе стороны. Другая служит жилищем матросам, и в ней сделана также будет комнатка, в которой бы мог обогреться путешественник. Башни сии построены по плану известного архитектора Стасова, так, как и самая пристань. Широкие лестницы, проложенные к поверхности воды, выстланы пудожскою плитою и ограждены чугунными перилами. Несколько богатых катеров и шлюпок — двух-, четырёх-, шести- и двенадцативёсельных — в готовности дожидаются в пристани: возьмём любую и покатимся по сребристой влаге Волхова».
П.П. Свиньин. ПОЕЗДКА В ГРУЗИНО. 1818 г.
«Дабы сделать приятную и любопытную прогулку вокруг сада, должно идти вправо на террасу, которая покрывает грот, отличающийся своею оригинальностию. Широкое зеркало отражает сквозь три огромные двери, сделанные из одного стекла, противулежащие предметы. Гортензии, розы, георгики, гвоздики — одним словом, целое царство Флоры вторится в нём в тысяче оттенков ярких, согласных, привлекательных. Внутренность грота убрана мохом и украшена вокруг фаянсовыми и фарфоровыми вазами и чашами в роде этрурских, из коих многие российского изделия».
П.П. Свиньин. ПОЕЗДКА В ГРУЗИНО. 1818 г.
К сожалению, во время Второй мировой войны на территории Грузино проходили ожесточенные бои. От усадебных строений мало что осталось, и в послевоенное время решения о восстановлении усадьбы принято не было. Остался только парк.
Материал подготовил: Илья Хохлов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.
Литографии предоставлены Грузинским Центром народного творчества и досуга.
Заказать экскурсию по парку и музейной экспозиции о графе Аракчееве можно по телефону 8 (81665) 54-863.