Достопримечательности

Аракчеевский парк и Усадьба графа Аракчеева

По дороге из Петербурга в Тихвин, на берегу реки Волхов, располагалась усадьба Грузино, графа Алексея Андреевича Аракчеева. 12 декабря 1796 года эта земля была подарена Павлом Первым «без лести преданному» Аракчееву за верную службу и преданность России.

Архитектурно-парковый комплекс усадьбы создал Федор Иванович Демерцов - бывший крепостной, но сделавший блестящую карьеру при дворе Александра Первого.

Архитектурно-парковый комплекс, созданный Демерцовым в Грузине, запечатлен на подробном генеральном плане, который в 1815 году снял инженер Рукавишников.
Генеральный план усадьбы Грузино
Генеральный план усадьбы Грузино
Планировка усадьбы предельно четкая и ясная. Она во многом обусловлена самой природой этого участка, представляющего собой холм конической конфигурации. На его плато расположились на одной оси, строго ориентированной на острый выступ мыса, основные постройки. Это, прежде всего, собор и дворец. Между ними расположились шесть служебных флигелей, по три с каждой стороны, образуя небольшую улицу, в шутку называемую «Невским проспектом».

Около собора была организована обширная площадь, с запада и востока обсаженная деревьями. На склоне западной стороны стояла батарея с орудиями. Въезд на соборную площадь фланкировали два домика, предназначенные для больницы и лекаря.

Алеей, идущей от усадебного дома с востока на запад, Демерцов разделил весь участок на два сектора — пейзажный северный и застроенный южный. В южной части была четко выделена зона расположения хозяйственных построек. На более пологой западной стороне, спускающейся к Волхову, раскинулись конюшенный, скотный и птичий дворы, молочня, сараи, прачечная и кузница. Более крутой восточный склон позволял сделать за флигелями и соборной площадью зеленые террасы, среди которых уютно расположились садовые сооружения: оранжереи, теплицы, парники и дом садовника. Такая планировка естественным образом отделяла главные постройки от служб, и в то же время они находились недалеко, можно сказать, под рукой.
По косогору, охватывая соборную площадь с трех сторон, располагались дома для прислуги, грузинского головы и крестьян, составляя набережную Волхова. Здесь Демерцов организовал три площади: полукруглую по центральной оси эспланады и две квадратные, одна из которых шла по оси собора на восток и открывала дорогу на Тихвин. На углу этой площади и улицы, ведущей к набережной, Демерцов выстроил дом для приезжающих, первый этаж которого был каменным, второй деревянным. Позже его стали называть «швейцарским» домиком.
Другая площадь была сформирована по дороге к пристани. По ее сторонам были выстроены две оранжереи.

Местность у набережной Волхова была низменной и сырой, поэтому здесь Демерцов устроил два вала, обсаженных деревьями и идущих от площади по дуге.

Планировка этой части, насыщенной строениями, показывает, как мастерски, логично использовал Демерцов рельеф местности, создав компактную и удобную схему расположения всех строений. Весь участок пересечен только прямыми, как стрела, линиями аллей, улиц, дорожек. Формы построек и площадей геометричны.

Двухэтажное каменное здание усадьбы графа Аракчеева представляло собой центрическую композицию, квадратную в плане. Фасады были решены различно, в соответствии с их значимостью. Главным был фасад, обращенный к собору Андрея Первозванного. Сдержанный и строгий, он отвечал времени и характеру петербургских построек. Садовый фасад был построен аналогично главному, но в его оформлении появилось окно палладианского типа, которое смягчило строгость декора. Боковые фасады были тождественны, лишь на западном, обращенном в сторону Волхова, был дополнительный подвальный этаж.
Относительно интерьеров все мемуаристы отмечали, что по чисто царской роскоши и отделке дворец не имел себе подобных. Первым помещением был вестибюль. Прямо перед входом, между дверьми, был встроен, декорированный камин, а над ним помещено ложное полуциркульное окно веерной расстекловки. Два ряда карнизов образовывали фриз, в котором помещались круглые барельефы. Живописный плафон был оформлен по периметру лепными розеттами.

Очевидцы писали, что стены вестибюля были обработаны белым искусственным мрамором и расписаны арабесками, а фриз — фигурами, что подтверждают фотографии с натуры.

С левой стороны вестибюля располагалась лестница, которая вела во второй этаж, где находились парадные комнаты. Ее стены были украшены живописными панно, сделанными еще в 1808 году.

Комнаты второго этажа были светлыми и походили на дворцовые. Самыми большими были расположенные по центральной оси дома столовая и зал, выходящий окнами в сад. Все стены комнат этого этажа были отделаны искусственным мрамором. Демерцов, как и многие архитекторы этого времени, любил контрастно сочетать в своих постройках строгий внешний облик с богатством отделки интерьеров.
Комнаты нижнего этажа были намного скромнее интерьеров парадного этажа. В «царских» комнатах, где жил Александр I в дни своих приездов в Грузино, все вещи императора сохранялись в полной неприкосновенности. Там же в 1829 году были установлены знаменитые бронзовые часы, заказанные Аракчеевым в Париже. Они били один раз в сутки, в час смерти императора.

Всего на усадебный дом, его строительство, обстановку, посуду, украшения Аракчеев за 1800—1830 годы истратил 582 358 рублей. Для сравнения можно сказать, что дом на Мойке, проданный Аракчеевым вскоре после его постройки, стоил всего лишь 114 518 рублей.

Усадьба графа Аракчеева утрачена полностью.

Мурашова Н.В. «Дворянские усадьбы Новгородской губернии. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии. Усадьба Грузино Графа А.А. Аракчеева» СПб., Алаборг, 2010
1